Обзоры

Закупки к театральному сезону

Совершенно закономерен рост интереса к наборам изящной компактной акустики, да и вообще внешний фактор теперь на равных выступает с фактором звукового имиджа акустического продукта. Специалисты прогнозируют сохранение отмеченных тенденций в ближайшие годы. Рано или поздно домашний кинотеатр станет столь же обыденной и доступной вещью, как и телевизор. Решение отказаться от приобретения «театра в одной коробке» (DVD-плейер плюс ресивер плюс набор акустики) в пользу «покомпонентного» подхода диктуется повышенными требованиями к качеству звукового сопровождения киносюжета, к способности системы воспроизводить музыкальные программы.

Классические центры от Vienna Acoustics — на любой вкус



Искусство требует жертв. Зато построенная вами система может на многие годы стать источником бездны положительных эмоций, неисчерпаемый запас которых нередко остается под спудом в театре, устроенном на скорую руку за минимальные деньги.
   Под театральной акустикой мы подразумеваем как наборы, в которые включены все необходимые для полной инсталляции акустические элементы, так и фигурирующие в качестве независимого товара комплектующие — сабвуферы, АС центрального канала, тыловики, универсальные сателлиты. И хотя удельный вес продаж (по сравнению со стереоклассикой и полными комплектами АС) отдельных «кирпичиков» домашнего кинотеатра невелик, этот сектор рынка, безусловно, заслуживает внимания — с ним, в частности, связаны интересы аудиолюбителей, планирующих наращивание до многоканальной системы домашней стереоинсталляции. К специфическим «театральным» компонентам относят центр и тыловики. Хотя функции и тех, и других могут выполнять классические колонки, в некоторых случаях оправданным представляется ряд специальных требований, к ним предъявляемый. История сабвуфера восходит к идее музыкального трифоника, однако вряд ли без кинотеатральной сферы приложения это низкочастотное устройство получило бы столь широкое распространение. Так что с небольшими оговорками и сабвуфер допустимо квалифицировать в качестве специфического театрального инструмента.

Центр

FPM 5 ($700 за штуку) —универсальная акустика от B&W из серии Flat Panel Monitor, отлично согласующаяся с дизайном современных плоских средств визуализации
У коаксиального центра из серии Tannoy Sensys Gold практически симметричная диаграмма направленности


Акустическая система центрального канала, размещаемая строго по центру перед лицом зрителя-слушателя (либо под, либо над экраном), является основным источником звуковой информации в домашнем кинотеатре — 70% акустической энергии исходит от него, а поставляемый им объем собственно информации и того больше. Таким образом, и отношение к центральной акустике должно быть максимально серьезным. Что касается требований к осевой частотной характеристике и динамическому диапазону, то большинство специалистов сходится во мнении, что они должны минимально отличаться от предъявляемых к фронтальной паре. В этом смысле идеальной является фронтальная инсталляция из трех одинаковых колонок (один из постулатов, соблюдение которого необходимо для получения сертификата THX).
   Однако до единодушия в представлениях относительно оптимальной пространственной организации поля центрального громкоговорителя (равно как и всех остальных) еще очень далеко. Наиболее распространенный тип центральной акустики — двухполосная АС (как правило, в оформлении фазоинверторного типа) с тремя динамиками, построенными в горизонтальную линейку: твитер — в середине, справа и слева от него — идентичные НЧ/СЧ-драйверы. То есть мы имеем более или менее остро (в зависимости от частоты раздела) направленный на средних частотах в горизонтальной плоскости излучатель. Из типичных объяснений целесообразности такой конструкции (в том числе и чисто акустических) наиболее убедительным выглядит довод, что такой колонке проще найти место (либо в телевизионной тумбе, либо, если она не слишком велика, на верхней панели TV). Справедливости ради заметим, что обостренная направленность в горизонтальной плоскости слегка размывает для слуха координаты источника по пространству экрана, что, возможно, способствует повышению однородности фронтальной панорамы для главного зрителя, находящегося на акустической оси. Для более или менее удаленного от него соседа слева или справа все будет не так славно. Для получения THX-сертификата, напротив, требуется, чтобы центр (как и остальные сателлиты) был слабонаправленным в горизонтальной плоскости и обладал повышенной направленностью в вертикальной (вертикальные линейки драйверов) — в этом случае зрители будут в приблизительно равноправных условиях. Фирмы, прославленные соосными излучателями, предлагают варианты АС центрального канала с одинаковыми во всех плоскостях диаграммами направленности: коаксиальный центр KEF из серии Q, универсальные сателлиты Cabasse из наборов Xo и Io, центральные громкоговорители Tannoy из серий Sensys DC и Sensys Gold и ряд других. Этого мало, у производителей акустики большой популярностью пользуется идея центра, создающего максимально однородное поле (ненаправленные излучатели). С этой целью B&W, например, выносит «обтекаемые» высокочастотные головки на верхнюю панель (центры линии Nautilus 800 и HTM7 из семисотой серии); компактные сателлиты канадской Mirage — одного из главных апологетов концепции совершенно ненаправленных излучателей — имеют круговую диаграмму направленности, излучая акустическую энергию вверх. Опыт свидетельствует, что в небольших помещениях особенности пространственной организации звукового поля АС центрального канала не так существенны, однако важно, чтобы эти особенности были аналогичными у центральной и фронтальных АС. Не случайно многие фирмы не замыкаются в рамках только одного подхода. Иными словами, если вы набираете акустику для театра по частям по собственному усмотрению и во фронт решили поставить систему, скажем, с коаксиальными излучателями, очень желательно чтобы и центр был коаксиальным.

Тыл

Вертикальная линейка ВЧ-динамиков у MP-150 от американской M&K Sound обостряет направленность на высоких частотах в вертикальной плоскости
300-ваттный сабвуфер Focal-JMlab Chorus SW 700 S ($655) отличается комфортным музыкальным басом

Если помещение, отведенное под домашний кинотеатр, позволяет осуществить каноническую инсталляцию — все колонки по кругу, в центре которого VIP-точка просмотра, то для тыловой пары в 5.1-системе приемлемы те же пожелания, что и для АС центрального канала: максимальная близость характеристик к характеристикам фронта, включая характеристики направленности. Однако даже в этом случае, если во фронте у вас роскошные дорогие напольники, такой подход представляется расточительным — удельный вес звуковой информации, поступающей от тыловиков, невелик, и эта информация не так значительна, как исходящая из центра. Рациональное решение — родственные напольной паре полочники, гарантирующие схожесть характеристик, по крайней мере, в средневысокочастотной части звукового спектра. Но, если вы жилец типичной городской квартиры, вышеупомянутая каноническая инсталляция едва ли возможна в принципе. А в стесненных компромиссных условиях «направленные» тыловики при «направленной» акустике во фронте (к которой относится подавляющее число современных моделей АС) даже при воспроизведении полноценных 5.1-записей не дают желанного единства звукового образа за спиной зрителя: звук группируется около колонок и мечется между ними, игнорируя промежуточные положения, как электрон в атоме — неорбитальные состояния. Этой неприятности можно избежать или значительно ослабить ее, применяя в качестве тыловой акустику дипольного или биполярного типа.
   Биполяры весьма созвучны слабонаправленной фронтальной и центральной акустике. Дипольные излучатели следует применять в особо сложной обстановке при дефиците пространства. Учитывая наиболее вероятные проблемы с размещением тыловиков, производители стремятся к тому, чтобы специализированная тыловая акустика (акустика эффектов) была максимально инвариантной относительно особенностей интерьера. В частности, большинство современных моделей допускает настенный монтаж. Точно определить, какой из перечисленных типов тыловиков наиболее адекватен вашим условиям прослушивания, практически невозможно. И в трогательной заботе о потребителе некоторые фирмы предлагают варианты универсальных тыловиков. Так, ES250, входящая в новую серию Infinity Beta, способна работать не только в дипольном и биполярном режимах — одна колонка может заменить пару тыловых в конструкции 7.1... DS6 S3 (и ее встраиваемая версия СDS6 S3), представляющая третье издание шестисотой серии B&W, по желанию кино/аудиолюбителя, переходит из классического монопольного в дипольный режим. Заметим, в любом случае качество тыловых эффектов будет сильно зависеть от способа размещения колонок, число вариантов которого возрастает в связи с возможностью настенного и нередко даже потолочного монтажа. Что касается 6- и 7-канальных систем, то, судя по состоянию проблемы на сегодняшний день, пока нет оснований вводить дополнительные требования к акустике центрального тылового (система 6.1) и боковых (система 7.1) каналов.

Сабвуфер

Универсальный сателлит из нового набора Mirage Nanosat System: его излучающие вверх динамики в горизонтальной плоскости обеспечивают круговую направленность
Точный чистый бас DALI Suite S1.2 ($720) заслужил Приз симпатий Stereo&Video (июль, 2004)
Оригинальный вариант излучающих во все стороны напольных тыловичков Audio Pro Qube

Сабвуфер — один из наиболее проблемных элементов N.1-системы. С таким утверждением наверняка согласится большинство из имевших опыт эксплуатации этого замечательного устройства. Бурное развитие сабвуферного движения, вынудившее, пожалуй, всех производителей акустики в него включиться, ясное дело, было стимулировано театральным бумом. Прежде всего из этого и следует исходить, размышляя над выбором низкочастотного спецназа. Это развитие не было бы столь бурным, если бы упомянутый бум не потребовал от звуковых дел мастеров изящества формы сателлитной акустики — изящество, как известно, не в ладах с глубоким могучим басом, без которого и кино — не кино. Замаскировать под интерьер один, пусть и не очень благовидный ящик проще, чем крупную басовитую напольную стереопару. Но, понятно, затевать активный низкочастотный излучатель только ради сокращения фронта на одну НЧ-секцию большого смысла не имеет. Затея была бы оправданной, если бы, воспользовавшись очевидными достоинствами единства активного и пассивного начал, удалось добиться более глубокого, более чистого и более точного, чем от напольной акустики, баса, попутно обеспечив его идеальное согласование с основной акустикой. Именно в этом направлении и уже давно работают фирмы, главную или значительную часть бизнеса которых с самого начала составляли разработка и производство сабвуферов (такие, как, например, REL, Velodyne, M&K), и компании, в той или иной мере культивирующие идею либо полностью активной акустики (Genelec, ATC, Meridian, T+A, Cabasse), либо акустики с активной НЧ-секцией (Mirage, Energy, Athena, Infinity, Polk Audio, Audio Pro, Boston Acoustics, B&W). Первые решают задачу в наиболее сложной ее постановке — создание универсального низкочастотного инструмента, то есть инструмента, способного гармонично играть с произвольной акустикой. Нельзя не признавать немалых достижений сабвуферных специалистов — достаточно изучить возможности аппаратов из новой серии Velodyne Digital Drive. Но по-настоящему универсальный, точный и глубокий низкочастотник пока требует затрат, не совместимых с категориями, которыми оперирует огромная часть потенциальных потребителей театральной акустики. Задача создания сабвуфера для акустики конкретной (бюджетной) линейки проще, но и она не из легких. Едва ли за небольшие деньги удастся найти НЧ-аппарат, который бы мощно, с размахом басил в кино и глубоко, точно, детально, в полном согласии с фронтальной парой музицировал. В принципе, за умеренные деньги можно построить аккуратный трифоник с полочной акустикой, но вряд ли он прозвучит много «круче» эквивалентной по цене напольной пары, и мало вероятно, что такой сабвуфер сумеет «дать настоящего жару» в кино.
   Недорогие, за 200–300 долларов, аппараты в подавляющем большинстве создаются для сугубо театральных установок в небольших и среднего размера помещениях и вполне справляются со своими задачами. Сабвуферы за $500–600 помощнее, выше, разумеется, качество производимого ими баса (шире динамический и частотный диапазоны). Но опять-таки в большинстве своем — это низкочастотники с театральным уклоном: настроить их даже с «родной» акустикой для корректного музыкального трифоника весьма проблематично. Музыкальные сабвуферы, способные компетентно решать самые сложные театральные задачи, начинают попадаться чаще на горизонте $700–800. К таким аппаратам, например, можно отнести участников июльского теста — Focal-JMlab Chorus SW 700 S (который стоит даже дешевле — $655), Dali Suite S1.2 ($720), Castle Cube ($640).
   Однако заметим, что, говоря о музыкальности, мы имеем в виду соблюдение весьма строгих норм High Fidelity. И если в данном смысле сабвуфер оказывается недостаточно музыкальным или его бас не сливается полностью со звуком Hi-Fi-стереопары, это вовсе не исключает его использования в составе трифоника. На многих современных музыкальных формах погрешностей никто и не заметит; более того, эти погрешности (скажем, подчеркнутый, как бы «раздутый» бас) кто-то склонен рассматривать как достоинства.

Полные комплекты АС для домашнего кинотеатра

Обладатель нашего фирменного приза «Перспективная модель» (август, 2004), призер EISA текущего года — роскошный сабвуфер Velodyne DD 10 ($2200)
5.1-комплект с классической полочной акустикой в тылу и на фронте Ultimate Titanium ($510)
Призер Stereo&Video (декабрь, 2003) Boston MS 8000S ($625) с компактными, но очень музыкальными сателлитами
ELAC Pipe ($1200) — стильный вариант с напольной фронтальной парой
Богатый театр, построенный на универсальных сателлитах KEF KHT9000 ACE ($1000 за штуку) при овальном 200-ваттном сабвуфере PSW2500
Cabasse Xi ($3140) — музыкальная динамика, чистый сабвуферный бас плюс стиль

Ударная позиция современного рынка акустики — полные комплекты АС для домашнего кинотеатра. Лавинообразное увеличение ассортимента именно этого товара, согласованное с не менее бурным темпом прироста объемов производства DVD-проигрывателей, поколебало рыночный статус классических стереосистем. Если вы не аудиофанат, но кино хотите смотреть на современном, предполагающем наличие многоканального звукового окружения уровне, то такого рода комплекты в первую очередь — для вас. Однако, поднимая планку ценового предела, мы обнаруживаем все больше «коробочных» систем, отвечающих требованиям классического High Fidelity, что значительно расширяет круг вероятных потребителей «сборников». Говоря об акустических комплектах, чаще всего предполагают, что составлены они из симпатичных компактных сателлитов и активного сабвуфера, упакованных в одну коробку. Но не всегда. Все современное многообразие акустического продукта трудно разложить по строго детерминированным полочкам категорий. Но мы для определенности будем называть комплектами фиксированную комбинацию АС, рекомендуемую фирмой-производителем для единовременной продажи и наделенную самостоятельным наименованием. Это нестрогое определение не снимает проблему неоднозначности термина, но главное — не запутать читателя по существу. Подчеркнем, что речь пойдет о наборах, в которых единственным активным элементом является сабвуфер. Системы с активными сателлитами или встроенным в низкочастотный аппарат пятиканальным усилителем здесь мы рассматривать не будем в силу их особой специфики.
   Изменения, случившиеся за год, истекший с момента опубликования предыдущего обзора рынка AV-акустики (S&V, август 2003), носят в основном, так сказать, экстенсивный характер. Ассортимент расширился на всех ценовых уровнях, практически не в ущерб ни одному из ранее оформившихся направлений. Хотя можно констатировать усиление дизайнерского акцента. Обязательно надо отметить появление комплектов, рассчитанных на 6.1- и 7.1-конфигурации — с шестью (плюс центральный тыловой громкоговоритель) и семью (дополнительная пара для боковых каналов) сателлитами.
   Мощно развивается бюджетный сектор (ситуация совершенно аналогичная имеющей место в стане DVD-плейеров) — область господства чисто «коробочных» 5.1-комплектов. Самый низкий ценовой уровень ($100–200) в нашей стране уверенно контролируют молодые марки, среди которых уже завоевавшая широкую известность BBK. Выше 200-долларового рубежа заметнее становится присутствие супербрэндов (Sony, Panasonic, JVC, Yamaha…); здесь же в игру вступает и ряд известных, специализирующихся на акустике фирм. На комплекты стоимостью до $400 имеет смысл ориентироваться желающим организовать кинотеатр в сравнительно небольшом (до 20 кв. м) помещении с обычным телевизором в качестве средства отображения при DVD-плейере за $100–200 и AV-ресивере за $200–300. Трудно представить, что за 200–400 долларов удастся найти набор акустики, способный на Hi-Fi-уровне работать с чисто музыкальным звуком, но ведь устраивают же многих музыкальные способности мини-систем. А качество звукового тракта AV-системы, схема которой грубо набросана выше, как правило — не чета качеству переносных музыкальных «установок». С кино в указанных условиях точно проблем не будет — если держаться имен более или менее известных компаний. Примером комбинации удачных решений может служить постоянно развивающаяся серия SCS от американской JBL, недавно усиленная четырьмя комплектами компактных АС (200.5, 260.5, 200.6 и 260.6), цена первого из которых (200.5) — чуть меньше $400 (остальные подороже). Особенно радуют в этих наборах отличные сабвуферы. Даже меньше трехсот долларов стоит начальный 5.1-набор от HECO — Taurus Cinema 512A. А вот Audio Pro за $300 с небольшим предлагает систему Basic Cinema, в которой роль фронтальной пары выполняет полноразмерный трехполосный (!) напольник. Аналогичный вариант имеется у JAMO, выступающей в данном случае под маркой PJ. Недорогие добротные комплекты выпустил Magnat — Fame 9000 ($400), Fame 9000 ($320). По-прежнему сильны позиции на уровне $200–400 датской Eltax.
   Увеличение бюджета на акустическую часть домашнего кинотеатра до 500–600 долларов может быть оправдано стремлением к повышению качества звучания; правда, решительного взлета к высотам High Fidelity ожидать не приходится, но грамотная организация музыкального фона вам обеспечена. Можно получить прирост могущества, который позволит организовывать театральные инсталляции в более просторных помещениях (50-ваттные сателлиты и 100-ваттные сабвуферы здесь не редкость). Причем в обоих случаях на электронику едва ли следует тратить больше, чем в ситуации с более дешевой акустикой. На дополнительные расходы в размере $100–200 придется пойти и при условии, что вышеперечисленные факторы вас не беспокоят (качество театрального звука за $400 от проверенных производителей в небольшой комнате вполне приемлемое), но очень хочется более изысканного дизайна, органичного тонко продуманному интерьеру. Кстати, и за стильность электронных компонентов надо будет что-то доплатить. В ценовом слое $400–600 можно найти и удивительно гармоничные решения, очень точно соответствующие задаче устройства добротного и красивого домашнего кинотеатра в небольшом и среднего размера помещении. Здесь представлен товар уже очень многих акустических фирм-специалистов. Примером повышенного внимания разработчиков к качеству звукового имиджа могут служить комплекты JAMO, относящиеся к категории Essential; дизайнерские варианты — наборы Aesthetic. Кстати, поздравим датчан — новая серия E7 признана европейской ассоциацией EISA лучшей в номинации «Акустика для домашнего кинотеатра 2004–2005 г.». Очень уверенно на данном ценовом уровне чувствует себя германская Canton с различными вариантами наборов Movie. Не снизилась актуальность комплекта Celestion AVP 100 ($450) с «плоскими» (90 мм) компактными сателлитами, которые будут хорошо смотреться на стенах. Приблизительно $640 стоит набор Cerion 5.1 от HECO, чьи маленькие «спутники» озвучивают диапазон 65 Гц–30 кГц, а нижняя граница 75-ваттного (150 Вт в пике) сабвуфера составляет 23 Гц — очень серьезная заявка на High Fidelity. Вышеупомянутые JBL SCS 200.6 ($450) и SCS 260.6 ($485) позволяют наводить 6.1-инсталляцию. Очень аккуратно выполнен набор Audio Pro Cinema Room ($490), в сабвуфере которого реализована фирменная сервосистема ACE Bass. Победил в декабрьском 2003 года тесте AV-акустики — Infinity Primus HCS ($550), а призы симпатий достались Boston MS 8000S ($625) и Davis Acoustics Forsage 510 ($600): все три комплекта отличились хорошей музыкальностью и неординарным для данного класса АС динамическим диапазоном.
   Качественный скачок звукового имиджа происходит при переходе рубежа $1000. За этим пределом разработчики всерьез обращаются к основным фирменным технологиям. Пристальное внимание уделяется внешности — с целью угодить самому требовательному вкусу. Здесь по-прежнему можно выделить технику с заметной дизайнерской ориентацией и максимально сориентированную на высокое качество звучания. Но по мере продвижения вверх по ценовой шкале противопоставление этих направлений становится все менее оправданным. Хорошо иллюстрирует это положение вещей каскад театральных наборов KHT от KEF — от KHT 1005 ($900) до театра High End-класса KHT 9000, в котором только один сателлит стоит $1000. Превосходно сочетает в себе внешние и звуковые достоинства 5.1-система Monitor Audio Radius (компактный вариант — $1290): исключительно высокое качество отделки натуральным шпоном при динамичном хорошо тонально сбалансированном звучании сателлитов и крепком сабвуферном басе. Широкий выбор в окрестностях тысячедолларовой отметки предлагает JAMO. Канадская Mirage недавно порадовала поклонников всенаправленных источников звука выпуском нового варианта компактных омниполяров — Nanosat System. А в июле сего года британская Mordaunt-Short объявила о новой 5.1-системе с многообещающим названием Genie (джин), выполненной в духе идеологии Lifestyle и с прицелом на экстраординарные звуковые достоинства, о чем, в частности, свидетельствует факт оснащения 200-ваттного (класс D) сабвуфера системой коррекции излучения для конкретных условий прослушивания — ARC (Active Room Control); ориентировочная цена комплекта — $1400. За тысячу и больше долларов практически каждая акустическая фирма предлагает варианты комплектов АС для домашнего кинотеатра либо отрабатывает данное направление, выпуская универсальные сателлиты. Примером дорогого комплекта ($3140), в котором звук и стиль идут рука об руку, может служить система Cabasse Xi с алюминиевыми напольными «фронтами» и 150-ваттным (450 Вт в пике ) сабвуфером.

Усеченные комплекты, универсальные сателлиты

Очень красиво сделаны и звучат маленькие сателлиты из серии Monitor Audio Radius; отлично прилаживается к их звуку крепкий бас R360 ($1285 за весь набор)

Ориентировочная цена 6.1-набора JBL SCS260.6 — всего $485

Удобство приобретения разом полного комплекта АС для театра очевидно. Однако, как показывает практика, количество каналов в домашнем театре — величина переменная. И никто не даст гарантии, что, соорудив дома, например, 5.1-систему, вы будете равнодушно наблюдать за процессом лавинообразного перехода к шести- и семиканальному звуку. И если вы предпочитаете маршировать в ногу со временем, то придется менять не только ресивер, но и вместо «живого» набора акустики покупать новый, скажем, уже с семью колонками. Простейший выход предлагают многие компании, выпуская универсальные сателлиты, которые можно покупать поштучно. Более того, в ряде случаев, агитируя потребителя за приобретение конкретного набора, фирма разрешает по одному докупать к нему сателлиты. То есть понятие «фирменный комплект АС» порой носит условный характер. В полной мере сказанное имеет отношение к вышеупомянутой системе Monitor Audio Radius и не только к ней.
   Универсальный сателлит — приобретаемая поштучно колонка, которая одинаково успешно может играть роль АС центрального канала, тыловика, как левого, так и правого звена фронтальной пары. Между прочим, и дорогие, и недорогие наборы нередко комплектуются именно универсалами. Фундаментальное преимущество театра на универсальных сателлитах — идентичность характеристик всех каналов, которая очень способствует повышению качества пространственных эффектов. Разумеется, для каждой модели фирма рекомендует конкретные сабвуферы. В качестве универсальных сателлитов правомерно рассматривать акустику B&W из серии FPM (Flat Panel Monitor), на редкость удачно сочетающую в себе высокое качество звучания с внешностью, отлично согласованной с дизайном плоских жидкокристаллических и плазменных панелей. К категории универсальных относятся и сателлиты, составляющие систему KEF KHT 9000. Функции акустики центрального канала, фронтальных и тыловых АС одинаково успешно могут выполнять мониторы Monitor Audio R225 из серии Radius. Этот список можно пополнять, кажется, сколь угодно долго. Промежуточным звеном между наборами с фиксированным количеством компонентов и универсальными сателлитами являются, так сказать, усеченные комплекты, оставляющие за вами свободу выбора, например, сабвуфера, тыловой пары или АС центрального канала. Такой подход характерен прежде всего для фирм, выпускающих универсальные сабвуферы, то есть активные низкочастотники, не привязанные жестко к конкретной акустике.

«Линейные» театры

Lifestyle от Davis Acoustics: в тылу и во фронте — напольные стелы; весь комплект F-1000 стоит $1000
Mission Elegante e82 system ($5900) — сама элегантность плюс превосходное качество звукового имиджа

Под «линейными» театрами мы понимаем многоканальные системы, собранные на основе компонентов, составляющих конкретные фирменные серии — линейки. Практически любое современное семейство АС содержит все акустические «кирпичики», необходимые для строительства домашнего кинотеатра, причем, как правило, одна серия допускает множество архитектурных вариантов. Нестрогое исключение составляют фирмы, отдельно выводящие линию универсальных сабвуферов, тем самым давая потребителю максимальную свободу выбора низкочастотного основания. С некоторым усилием, но можно же представить себе аудиовидеолюбителя, готового, например, выложить на могучий сабвуфер денег в два раза больше, чем на весь комплект акустики, или, наоборот, хорошенько сэкономить на нем... Линейное решение для тех, кто, уважая кино, с особым пиететом относится к качеству звучания, желает на достойном уровне слушать музыку и готов взять на себя значительную долю ответственности за правильный выбор. Технология последнего может быть самой разной, но, полагая во главе угла музыкальные достоинства комплекта, начинать имеет смысл с выбора фронтальной пары… Но есть варианты.
   Не смутимся, повторив уже не раз формулировавшийся тезис, что при выборе фронтальной пары нет оснований предъявлять к ней каких-либо особых театральных требований: хорошая музыкальная стереопара — отличный театральный фронт. Нет таких свойств АС, которые бы служили во благо качеству воспроизведения музыкальных программ и одновременно были бы неуместными в домашнем кинотеатре. Одна из наиболее острых проблем, стоящих при выборе фронта: «Что брать — полочную или напольную пару?» Если во времена старого доброго стерео доводы в пользу напольной пары или крупных полочников были все же сильнее (нельзя же совсем без баса), то в наше время позиции компактных полочников заметно усилились — отчасти благодаря фактору сабвуфера, без которого современный театр немыслим даже при басовитом напольном фронте. Вместе с тем повторимся, не следует обольщаться относительно музыкальных способностей «бюджетных» сабвуферов. Не исключена и даже очень вероятна ситуация, когда на музыкальных программах последний будет довольствоваться ролью молчаливого свидетеля и получать право голоса только к кино. Стало быть, в этом случае, некоторый «свой» бас от фронта все же желателен. Хороший компромисс для небольших помещений — малый двухполосный напольник с умеренным количеством корректного баса, которому, между прочим, не нужна специальная стойка. Выбрав фронтальную пару при линейном походе, вы тем самым практически осуществляете и выбор остальных акустических компонентов, рекомендуемых для сочетания с ней фирмой-производителем. Но если центр и тыл даже из бюджетных серий можно брать с завязанными глазами и в наушниках, то с сабвуфером дело обстоит несколько сложнее. Неважное качество последнего — достаточное основание для отказа от данной серии. Допустимо, конечно, интегрировать в систему заведомо хороший саб из иной серии (подороже) или, вообще, иной фирмы, но гарантий успешного согласования вы не получите, даже если аппарат оснащен богатым набором настроек. Проще, если сфера ваших интересов лежит в зоне высокого Hi-Fi или High End — здесь меньше риск столкнуться со слабым сабвуфером, и всегда есть возможность обратиться за универсальным НЧ-аппаратом к фирмам-специалистам. Но не будем преувеличивать масштаба проблемы — подавляющее большинство основных акустических фирм выпускает очень неплохие сабвуферы для своих основных линеек.

Movie 22-X II ($780) — театральная классика от германской компании Canton
Genie ($1395) — новейший комплект от Mordaunt-Short c 200-ваттным сабвуфером, оснащенным системой подстройки под конкретные условия помещения

Вместо заключения. Да, акустика в значительной мере определяет качество домашнего кинотеатра, и в этой связи напрашивается традиционное пожелание — на ней не экономить. Но никогда не следует игнорировать доводов здравого рассудка, которым полезно испытать реальности домашней обстановки. Одна из наиболее сильных закономерностей в иерархии рынка АС — рост цены с повышением мощности. Могущества же комплекта компактных сателлитов начального уровня, как правило, достаточно для полноценного озвучивания помещения 15–25 кв. м.