Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Organ music. Alexei Parshin Mastery»

Компакт-диск №113
1. Dietrich Buxtehude (1637-1707). Prelude in F-sharp minor 9.19
2. Johann Pachelbel (1653-1706). Ciacona in D 8.06
3. J.S. Bach (1685-1750). Fantasia and Fugue in G minor 12.23
4. J.S. Bach. Nun komm der Heiden Heiland 1.55
5. J.S. Bach. Der Tag, der ist so freudenreich 2.02
6. J.S. Bach. Vom Himmel hoch, da komm ich her 0.31
7. J.S. Bach. Vom Himmel kam der Engel Schaar 1.19
8. J.S. Bach. In Dulci Jubilo 1.16
9. J.S. Bach. Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ 4.05
10. J.S. Bach. Herr Gott, nun schleuss den Himmel auf 2.23
11. J.S. Bach. Durch Adams Fall ist ganz verderbt 1.57
12-13. J.S. Bach. Prelude and Fugue in E-flat major 15.48

tracks 1-3: the organ of the Small Hall of Moscow Tchaikovsky Conservatory
tracks 4-11: Hugo Mayer organ, 1993 (Alexander Church in Kirov, Russia)
tracks 12-13: the organ (Cavaille-Coll-1899) of the Great Hall of Moscow Tchaikovsky Conservatory
Ни один из классических музыкальных инструментов не может сравниться с органом по сложности и размерам конструкции, по величественности творимых с его помощью музыкальных образов, по тембровому богатству и разнообразию динамики, охватывающей звучности от тишайших до могучих, громоподобных. Считается, что орган был создан в III в. до н.э. мастером Ктесибием из Александрии, а самым старым действующим инструментом является построенный в 1380 г. орган церкви св. Валерии швейцарского города Сион. Самые большие, просто-таки гигантские органы ныне находятся в США. Они во много раз больше, чем прославленный инструмент Большого зала Московской консерватории, однако органисты знают, что отнюдь не размеры определяют качество органа. По природе и способу звукоизвлечения орган — инструмент клавишно-духовой. Он имеет несколько мануалов — клавиатур для игры руками (от одной до семи) и педаль для игры ногами. Нажимая на клавиши, органист открывает ток воздуха в нужные трубы и возводит необычайной красоты здания звуковой архитектуры.
   Вероятно, именно ввиду уникальности каждого инструмента после посещения органных вечеров многие говорят: «слушали орган», в отличие от фортепианных, скрипичных, вокальных и др. концертов, когда чаще вспоминают исполнителей. Публика не всегда осознает, что художественные и профессиональные качества органиста, его талант и энергетика могут воздействовать столь же сильно, как и величественная красота органного звука как такового, а то и более мощно.
   Один из таких исполнителей — профессор Алексей Паршин. С этим согласятся, вероятно, все, кто слушал «его» органы в консерваторских и других залах. Это замечательный мастер, вдохновенный артист, тонкий, умный, высокообразованный музыкант, педагог — маэстро ведет класс органа в Московской консерватории. Данная подборка, скомпилированная специально для нашего журнала, посвящена творчеству И.С. Баха. В нее вошли как студийные, так и концертные работы. Музыку Баха — вершину органного письма, Эверест немецкого барокко и всего музыкального искусства — музыкант представляет с глубоким почтением; «сняв шляпу», он оживляет гениальные сочинения силой интеллекта и творческой воли. В записанной на пластинке музыке заключен большой диапазон образов, связанных с предваряющими Рождество Спасителя неделями поста и самим главным праздником Западной Европы; пять из тринадцати вещей, хоральных прелюдий — взяты с пластинки «Christmas Music». На компакт-диске записана игра Паршина на органах Малого зала Московской консерватории (фирма «Александр Шуке», Потсдам, 1959 г., треки 1-3), Александровского костела г. Кирова («Хуго Майер», 1993 г., треки 4-11) и Большого Зала Московской консерватории («Кавайе-Колль», Париж, 1899 г., треки 11-12). Кроме баховских творений, в программу включены два произведения старших современников и соотечественников Лейпцигского кантора, влияние которых он испытал: И. Пахельбеля (1653-1706) и Д. Букстехуде (1637-1707). Их вещи, а также гениальные баховские Фантазия и фуга соль минор и Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор как могучие колонны поддерживают ажурную арку замечательных шедевров, составляющих настоящую подборку. В программу включена гениальная хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» («Я взываю к Тебе, Господи»), знакомая многим по фильму Тарковского «Солярис».
   Почерк органиста отличает изысканная, сделанная с большим вкусом, подчас неожиданная, но всегда убедительная регистровка. Артикуляционные и агогические приемы, тембро-регистровая драматургия подчиняются строгой дисциплине интерпретаторского замысла, законам стиля, структуре, форме вещей, логике полифонического развития. Паршин убедительно доносит музыку, храня верность духу музыки Баха. Мастерски используя выразительные возможности разных органов, он прикасается к сокровенной сути исполняемых вещей. Его контакт с инструментом — совершенный. Ощущение строгости интерпретаторского почерка «без излишеств» создается в первую очередь благодаря минимуму темпо-ритмических колебаний внутри строгих разделов формы, например, фуги. Иногда кажется, что артист мог бы играть более «вольно». Однако он не стремится к созданию внешних эффектов, и к этому относишься с уважением. А импровизационность, фантазийность — строго в стиле — присутствуют, где необходимо, например, в сочинениях Букстехуде и Пахельбеля. Значительные динамико-регистровые, темповые контрасты, к которым музыкант прибегает, делают более выпуклым драматургическое членение полифонических сочинений. При прослушивании создается впечатление цельности композиторского замысла и трактовки. Данные прочтения — пример настоящего высокого академизма.
   В дискографии Паршина есть серия записей, представляющая разные органы России и зарубежья (уникальный исторический орган базилики Нотр Дам дю Сен Кордон в Валансьене, Франция). В интереснейшей серии, выпущенной фирмой A-RAM, представлены пластинки, записанные музыкантом в ансамбле с гитарой, где Паршин выступает как блестящий пианист, замечательный ансамблист. Исполнен изящества и тонкого юмора дуэт Паршина (орган, рояль, гитара) и балалайки.

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12