Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Prognosis»

Компакт-диск №70
Сборник неопрог-рока и прогрессив-металла

1) Black Symphony “Into the Dark” from «Tears of Blood» CD
2) Missa Mercuria “Mother Earth” from «Missa Mercuria» CD
3) Fates Warning “Disconnected Part 2” from «Disconnected» CD
4) Last Tribe “Wash Your Sins Away”  from «Witch Dance»  CD
5) Horizon’s End “Two Steps And An Acknowledgement” from «Concrete Surreal» CD
6) Artension “Nightmare” from «Sacred Pathways» CD
7) Regency “Alchemist” from «Awakening» CD
8) Silent Voices “Glassheart” from «Chapters of Tragedy» CD
9) Sinphonia “A Spectre of Dust” from «The Divine Disharmony» CD
10) Mister Kite “It’s Too Late” from «All In Time» CD
11) Into Eternity “Torn” from «Into Eternity» CD
12) Twilight “The Black Manifest” from «The Edge» CD
Как явствует из самого названия, «прогрессивный металл» смешивает в одном разудалом винегрете атаку, громкость и агрессию тяжелого металла с помпезностью и псевдоклассическими амбициями прог-рока. Безусловно, разные группы делают больший акцент на той или иной составляющей данной комбинации. Но все же непременным для всех исполнителей остается наличие обеих тенденций одновременно, хотя они могут существовать в разной пропорции друг относительно друга.
   Впервые о прогрессив-металле как об отдельном направлении заговорили во второй половине 80-х, когда стало совершенно очевидно, что появление на рок-небосклоне таких американских команд, как Queensryche (с концептуальным альбомом «Operation: Mindcrime» - до этого их материал мало чем отличался от обычного хард-рокового мэйнстрима), Fates Warning, Crimson Glory, Watchtower и Dream Theater, знаменует рождение нового феномена в рамках уже знакомого жанра. В принципе, никаким откровением это не являлось, поскольку отдельной и очень даже весомой части металлистов всегда импонировали техничная виртуозность, камерные формы и увлечение неоклассическими каденциями при довольно-таки низком уровне композиторского мышления, как правило (хотя были и исключения), не выходившего за рамки стандартной рок-н-ролльной формулы, в отличие, кстати, от многих «прогрессивных» коллективов конца 60-х-70-х - таких как King Crimson, Henry Cow, Gong, Soft Machine, Magma, Can или Faust, которые были новаторами в истинном значении этого слова и могли предложить слушателю нечто несравненно большее (прог-металлисты же зачастую представляются простыми, хотя иногда талантливыми «стилизаторами» банального рок-н-ролла). В тот период прог-металл оставался по большей части феноменом андеграунда, хотя с младых ногтей он делал довольно успешные попытки конвертации своих вроде бы не совсем коммерческих изысков в твердую валюту. Достаточно сказать, что такой альбом, как «Empire» тех же Queensryche, стал только в одних Штатах дважды «платиновым»! Однако это были лишь единичные случаи, подтверждавшие общее правило, а именно то, что прогрессивный металл - музыка избранного меньшинства, каковой она оставалась на протяжении всего прошлого десятилетия. К середине 90-х годов востребованность прогрессивного металла в значительной мере снизилась, уступив место увлечению рок-фэнов другими, более актуальными на тот момент «трендами», впрочем, довольно скоро стало понятно, что окончательно хоронить прогрессивный металл преждевременно, сдавать все свои позиции он не собирается и будет пользоваться стабильным спросом среди определенной целевой аудитории, которой он к тому времени счастливо обзавелся. Что характерно, основная часть новейших прог-металлических сил ведет свое происхождение не из Штатов, не из Канады и даже не из Англии, где зарождалось движение неопрог-рока (Marillion, IQ, Pendragon), а из стран континентальной Европы - прежде всего из Германии, Австрии, Швеции, Дании, Норвегии и иже с ними.
   Поздний этап развития характеризуется дальнейшей гибридизацией прог-металла за счет вовлечения в его орбиту элементов других, не опробованных доселе стилей, в частности таких, как альтернативный рок, дет-металл («смертельный металл») и блэк-металл («черный металл»). Псевдоклассицизм нынче не в ходу, как раньше, и на авансцену поднимается новое поколение, несущее с собой несколько иной багаж музыкальных влияний. Здесь в качестве примеров достаточно упомянуть имена двух флоридских «джаз»-детовых команд – Atheist (к сожалению, уже несуществующей) и Cynic. Немного другой, более «готический» спектр представляют группы из Швеции, Opeth и Katatonia, как и норвежцы Green Carnation в последнее время пользующиеся неизменной популярностью у наиболее «продвинутых» поклонников. Ну, что тут скажешь, когда даже последний альбом одних из родоначальников блэк-металла второй волны Mayhem («Grand Declaration of War») несет на себе явный отпечаток увлечения «концептуализмом» а-ля «Operation: Mindcrime»!
   
   Николай КИРЮХИН

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12