Диск-приложение к журналу Stereo&Video

«Этно-джаз»

Компакт-диск №88
1. Аркадий Шилклопер - «Step By Step»
2. Алекс Ростоцкий - «Звонили звоны в Новгороде»
3. Mark Lotz & Shango's Dance - «Chango's Cloth»
4. ManSound - «Триптих украинских песен»
5. Tsiganov Brothers feat. Alex Sipiagin - «She Lives In Brazil»
6. SeaZone Project - «The Morning»
7. «Маримба Плюс» - «Zebrano»
8. «Лот Лориен» и Теодосий Спасов - «Капитан Петко Воевода»
9. Екатерина Черноусова и «Комнаты» - «Elohim»
10. Энвер Измайлов - «CT Funk»
Конечно, этот сборник — не энциклопедия этно-джаза как явления. Это, скорее, попытка увидеть его из восточноевропейской перспективы — просто потому, что живем мы в Восточной Европе, и здесь есть масса музыкантов, которые соединяют в своем творчестве традиции и язык фольклорных музыкальных культур своих (а иногда и не только своих) стран с методами импровизационного изложения материала, пришедшими из джазa
   
   Единственное исключение — это группа Shango’s Dance нидерландского флейтиста Марка Альбана Лотца, известного также по проектам Lotz Of Music и The Global Village Orchestra. 42-летний Лотц — по рождению немец, его раннее детство прошло в Берлине. Он учился в амстердамской Школе искусств, а в конце 90-х провел пару лет в США, беря уроки у своих кумиров — легендарного джазового флейтиста 60-х Хьюберта Лоуза и других звезд. Однако решающий шаг в формировании музыкального лица Марка был сделан, когда он стал много играть с кубинскими музыкантами — у него есть записи, в которых он — единственный не-кубинец из всех участников! Это и есть тот признак, который позволил включить запись Марка в этот сборник: ведь Куба — как и Восточная Европа — долгие годы входила в так называемый «восточный блок».
   Болгарская группа «Лот Лориен», несмотря на толкиенистское название, играет не «музыку эльфов», а своего рода южнославянский этно-фьюжн — в записи с концертного альбома «На живо от Охрид» эта музыка звучит загадочно и ярко, не в последнюю очередь благодаря участию специального гостя. Это один из самых заметных этно-импровизаторов Болгарии — Теодосий Спасов, мастер игры на деревянном духовом инструменте кавал, близком родственнике флейты. Гитарист Кирилл Георгиев, скрипачка Галина Койчева, барабанщик Злато Валчев, басист Петр Павлов и вокалистка Бора Петкова — музыканты молодые, им в среднем 27; 44-летний Спасов смотрится среди них ветераном, хотя душой столь же молод и охотно пускается в эксперименты с расширением стилистического диапазона болгарской музыки.
   Ансамбль Tsiganov Brothers представляет США, хотя его со-лидеры — братья Михаил (фортепиано) и Алексей (вибрафон) Цыгановы — наши бывшие соотечественники, и в записи вошедшего в этот альбом трека участвовали почти исключительно русские музыканты, живущие в Нью-Йорке — выдающийся трубач Алекс Сипягин, контрабасист Борис Козлов (вдвоем они часто играют в составе Mingus Big Band, одного из лучших джазовых биг-бэндов Америки). Единственный не-славянин в этом составе — барабанщик Антонио Санчес; вместе пять отличных нью-йоркских джазменов записали альбом, который так и называется «Tsiganov Brothers» и представляет, помимо джазового мэйнстрима, и любопытный «славянско-нью-йоркский взгляд на... бразильскую музыку» — которую, пожалуй, с полным правом можно именовать исторически первой формой этно-джаза, соединения неамериканской музыкальной традиции и американского импровизационного искусства.
   В игре Энвера Измайлова переплелось все на свете: характерная мелизматика музыки Средней Азии — он родился и вырос в Фергане; полиритмы и сложные нечетные размеры музыки Причерноморья и Балкан — Энвер уже полтора десятилетия проживает на родине предков, в Крыму; мощь джаз-рока — именно джаз-рок был первым увлечением Энвера, когда он взял в руки электрогитару... Энвер-ага блестяще играет этно-джаз в ансамблях с другими импровизаторами (чему на этом сборнике есть подтверждение), но главная его сила — сольные выступления. Вот и то, что записано в этом треке (CT в названии прозрачно расшифровывается как Crimean Tatar), сыграно одним гитаристом без наложений, а не тремя — правда, всеми десятью пальцами на грифе, как на клавиатуре (двуручный тэппинг Измайлов изобрел, кстати, совершенно самостоятельно еще в конце 70-х, слыхом не слыхав ни о каком Стэнли Джордане).
   С участием Энвера Измайлова записан и еще один трек, лидером на котором выступает выдающийся молдавский мастер игры на струнном альте (он же виола, он же — по-румынски — брач), Анатол Штефанец. Лидер незаурядного этно-джазового коллектива «Тригон», записывая экспериментальный для себя альбом «SeaZone Project — Autumn Visit», находился в поиске, вылившемся несколько месяцев спустя в создание новой версии «Тригона». Штефанец остался единственным участником оригинального состава, но зато появился мультиинструменталист Валентин Богеан (саксофон, кавал, флейты, вокал и т.п.), с которым Анатол впервые сотрудничает здесь, в трио с Измайловым, на записи «Autumn Visit». Результат их совместного творчества — лихая, не лишенная джаз-рокового драйва, но совершенно балканско-черноморская по стилистике музыка.
   Киевский вокальный секстет ManSound долго шел к славе. От копирования аналогичного американского состава (шесть мужских голосов без сопровождения) Take 6 — к глубоко индивидуальному звучанию, замешанному и на знании природы звучания джазового вокального ансамбля a cappella, и на высочайшей киевской хоровой культуре, и на национальных традициях. Автор этих строк видел, как «МэнСаунд» поднимал на ноги огромные залы в США — да не джазовыми стандартами, а обработками русских и украинских песен в джазовом духе.
   Лидер ManSound, Владимир Михновецкий, безвременно ушел из жизни осенью прошлого года. Но его соратники — тенора Владимир Сухин и Владимир Трач, солист Юрий Роменский, бас Рубен Толмачев, баритон Федор Марун (его вскоре сменил ветеран ManSound Вячеслав Рубель) — сделали для памяти Володи лучшее, что можно было: ManSound продолжает жить и исполнять блестящие вокальные аранжировки Михновецкого, в том числе и свой фирменный «Триптих украинских песен».
   Московская группа «Маримба Плюс» была создана Львом Слепнером — маримбафонистом, исполнителем на маримбе, деревянном аналоге вибрафона. Молодой музыкант быстро собрал вокруг себя единомышленников — академических музыкантов, которым было тесно в традиционных оркестровых рамках. «Маримба» в основном играет авторскую музыку Слепнера, где пересекается современный камерный академизм и джаз. Группа долгое время находилась под непосредственным влиянием ведущего представителя российского (да и европейского) джазово-академического «кроссовера» — валторниста Аркадия Шилклопера. Потом их пути несколько разошлись. Впрочем, сейчас «Маримба Плюс» выступает, пожалуй, в самом сильном своем составе, а музыка на их новом альбоме «Зебрано» наполнена этническими элементами, впитанными музыкантами не напрямую, но опосредованно — через музыку, которую они слушают. Заглавная тема альбома, в частности, строится на элементах лексикона африканской музыки.
   Молодым московским джазовым коллективом «Комнаты» (Rooms) руководит пианистка и вокалистка Екатерина Черноусова. Группа активно занимается соединением джаза и традиций еврейской музыки, но идет не тем путем, что хорошо известен по альбомам коллективов нью-йоркского движения Radical Jewish Culture и дал так называемый «клезмер-джаз»: «Комнаты» сплавляют джазовый способ изложения не c музыкой восточноевропейских евреев довоенной эры, изученной по пластинкам (как это делают нью-йоркские музыканты), а с современной версией прочтения фольклорного материала, причем освоенной напрямую, в рамках непрерывающейся традиции, что особенно важно.
   Московский басист, композитор и продюсер Алекс Ростоцкий давно и успешно исследует потенциал объединения языков джаза и «мировой музыки», причем — что особенно важно — чаще всего через сотрудничество с солистами, глубоко знающими соответствующую фольклорную традицию (а иногда и обе, фольклорную и джазовую — как в случае с его регулярным партнером, трубачом Юрием Парфеновым, блестяще играющим и джазовый мэйнстрим, и креативную музыку на основе фольклора Средней Азии, где Парфенов и пришел в музыкальный мир в 1970-е гг.). Особенно интересны те работы Ростоцкого, где он обращается к русскому фольклору. Алекс прекрасно знает традиции русского хорового пения (недаром сам он много лет пел в церковном хоре) и искусно соединяет славянскую вокальную мелодику с джазовым изложением инструментального материала — как в этом треке, «Звонили звоны в Новгороде», с альбома «Splashes» (JBT, 2002).
   Валторнист (а также мастер игры на альпийском роге, флюгельгорне и массе других редких в джазе духовых инструментах) Аркадий Шилклопер в последние годы живет в Германии, но до сих пор его альбомы и выступления воспринимаются как органичная часть российской джазовой сцены. Практически все, что делает Аркадий, пронизано идеей взаимопроникновения самых разных музыкальных культур — фольклорных, европейской академической и джазовой... На своем альбоме «Presente Para Moscou» (2004) Аркадий собрал записи, сделанные на протяжении нескольких лет с теми музыкантами, которых он привозил в Москву для совместных выступлений, причем сделанные самыми необычными способами. Так, в этом треке вступление Адриана Меарса на австралийской шумовой трубе диджериду было записано на концерте в московском центре ДОМ, основной рифф Адриан записал в Австралии и подарил запись Шилклоперу... Впрочем, пусть дальше рассказывает сам Аркадий: «...партия тубы была записана полгода спустя в перерыве между мастер-классами, на которые американский тубист Джонатан Саас специально прилетел по приглашению Московской консерватории; перкуссия в исполнении Хакберды Алламурадова (ансамбль «Ашхабад») появилась в записи еще через полгода; только после этого я прописал трехголосные аккорды и импровизацию валторны...». Потом была кропотливая студийная работа над структурой и композицией пьесы — и получилось живое и яркое произведение, где органично сливаются звуки Австралии, Америки, Туркмении и России, то есть этно-джаз в самом высоком смысле этого слова!
   
   Кирилл МОШКОВ,
   главный редактор
   интернет-портала «Джаз.Ру»

Архив анонсов журналов по годам

2013

01 02 03

2012

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2011

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2010

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2009

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2008

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2007

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2006

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2005

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2004

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

2003

01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12