Что есть что

Слагаемые качества (сравнение наушников и колонок)

Наверное, все, кто слушает наушники, задавали себе вопрос: что же качественнее, колонки или наушники? Давайте сравним их характеристики. Сначала о нелинейных искажениях. Взгляните на приводимый график.

Рис.1
Рис.2

Подобную характеристику искажений колонок найти вряд ли удастся даже у самых именитых. Причем для наушников это не самая лучшая, похожие характеристики у многих наушников. Так что по уровню искажений вопрос однозначно решается в пользу наушников. Далее — фазочастотная характеристика (ФЧХ). Она, как правило, не приводится, так как интерпретация ее достаточно непроста. Но по теории, передача без искажений возможна, если ФЧХ представляет собой прямую линию (даже если она не горизонтальна, а под углом). ФЧХ колонок далека от этого идеала, так как имеет несколько экстремумов (минимумов или максимумов характеристики), и ее неравномерность в среднем составляет ±45°, в отдельных случаях даже ±90°. И эта жуткая волнистость зависит и от кроссоверов, и от акустического оформления, и от громкоговорителей и их взаимного расположения, и даже от того места, где вы слушаете. А у наушников ФЧХ практически линейна (рис. 2).
   У самых плохих образцов (но большинство имеет ФЧХ как на приведенном графике) неравномерность составляет ±10°. А может ли какая колонка похвастать такой низкочастотностью? Посмотрите на АЧХ наушников, где вплоть до инфразвука существенного спада и не заметно. Но... В действительности не все как на бумаге. Потому как вот такой-то бас реально не ощущается. Возможно, отсутствует восприятие "через тело", благодаря которому более "высокочастотный" сабвуфер несравнимо превосходит наушники по эффекту. Но основное, в чем, безусловно, проигрывают наушники, это в локализации сигнала. Сидящий в центре головы оркестр, мягко говоря, необычен, и справиться с этим до сих пор не удалось. А уж в сравнении с атмосферой домашнего театра и говорить нечего, хотя есть попытки создания специальных "театральных" наушников.