Что есть что

Настраиваем видеопроектор

Выйдя из кинотеатра после знакомства с первым нацеленным на покорение Запада русским блокбастером, который демонстрируется сейчас в лучших кинотеатрах, зритель отчетливо понимает, что современный кинотеатр, использующий новые проекционные технологии, уже никак нельзя сравнивать с обычным домашним телевизором. Уникальные трюки «Личного номера», не имеющие аналогов в мировом кинематографе, держат зрителя в напряжении от первого кадра до последнего — с полным эффектом присутствия. Перед глазами ошеломленного зрителя еще долго будут стоять античные пейзажи Рима, этого Вечного города, который безжалостные террористы готовы были превратить в город вечно мертвый.
   
   Если наш зритель уже купил проектор для домашнего кинотеатра, то теперь самое время заняться тем, чтобы продлить у себя дома только что полученные «два часа удовольствия на белой простыне» (именно так в старину называли небольшой уютный кинотеатр или кинопередвижку в клубе — прообраз современного домашнего кинотеатра).

Раздвигая кинематографическое пространство

Система сдвига объектива видеопроектора Sanyo PLV-Z3

Новые проекционные технологии используются не только в современном городском кинотеатре. Все больше видеопроекторов предлагается и для домашнего кинотеатра, в котором с великолепным качеством городского киноконцертного зала можно смотреть на большом экране фильм, записанный на DVD. Причем заметим — купив аппаратуру по весьма выгодным для покупателя ценам. А эффект присутствия, который создает большой экран, будет усиливаться благодаря пространственному звучанию акустических систем домашнего кинотеатра. Что ж, эпоха маленького телеэкрана с хрипловатым звуком также безвозвратно уходит в прошлое, как в свое время ушел в небытие, оставшись лишь в московских ретроклубах типа «Петровича», старенький «КВН» с крохотным кинескопом и огромной выпуклой линзой.

На пути к мечте

Проекционные экраны Stewart — раздвижные моторизованные...
...и постоянного натяжения
...и постоянного натяжения
Кабели для подключения высококачественных видеоисточников: цифровых интерфейсов DVI...
... и HDMI,...
...и аналоговых компонентных — YCrCb...
...и RGB (SCART)
Панель разъемов видеопроектора Panasonic PT-AE700E содержит широкий набор входных интерфейсов
Видеопроектор Epson EMP-TW500 выполнен по ЖК-технологии
Одночиповый DLP-видеопроектор BenQ PE7800
Видеопроектор InFocus ScreenPlay 777 использует для формирования изображения три DLP-матрицы

Прежде чем отправляться к продавцу за видеопроектором, следует подумать о многом. О том, где вы будете его устанавливать — за экраном или перед ним? И где конкретно — за зрителями или перед ними? Будет ли это настольная или потолочная инсталляция? И вообще, каким будет экран вашего домашнего кинотеатра? Может быть, это будет гармонично оформленная часть стены? Или вы будете устанавливать свой экран в занятом замысловатой икебаной углублении мебельного стеллажа и убирать экран после сеанса?
   Освещенность помещения. Полное ощущение присутствия в настоящем кинотеатре создает только демонстрация фильма в темноте. В освещенном помещении значительно ухудшаются все определяющие качество изображения параметры — контрастность, цветовая насыщенность и различимость градаций яркости на темных фрагментах изображения. Поскольку и сами проекторы являются источниками света, то в комнате, где вы собираетесь установить свой домашний кинотеатр, должно быть как можно меньше света от других источников. Между тем реклама охотно спекулирует на теме яркости (ANSI-люмен), утверждая, что «...чем больше люмен, тем лучше изображение», но, по правде говоря, делается это для того, чтобы лучше раскупались дорогие проекторы. А на самом деле проекторы с высоким световым потоком необходимы лишь для обслуживания презентаций, так как на них всегда значительно светлее, чем в любой затемненной комнате. Для домашнего кинотеатра, как правило, вполне достаточно купить проектор со световым потоком до 1000 ANSI-люмен.
   Размещение и инсталляция. Есть два варианта для установки проектора. Первый — настольное размещение. Проектор устанавливается на столике, на тумбе или на полке стеллажа. При этом желательно сделать так, чтобы объектив проектора находился на уровне нижнего края экрана. Но, в принципе, в основании любого видеопроектора есть ножки, позволяющие изменять угол проекции относительно экрана. При этом, однако, возникают трапецеидальные искажения рамки экрана (то есть изображение принимает форму трапеции). Такие искажения устраняются с помощью функции цифровой коррекции, которая есть почти у всех видеопроекторов. Второй вариант установки проектора — это его закрепление на потолке перевернутым «вверх ногами», с нисходящей проекцией. В этом случае проектор монтируется так, чтобы его объектив оказался на уровне верхнего края экрана. А чтобы изображение не переворачивалось «вверх ногами» вместе с проектором, используется электронная функция поворота изображения на 180 градусов.
   Только надо иметь в виду, что потолочное крепление обычно не входит в комплект видеопроектора. Но его можно заказать дополнительно. Либо у производителя, либо в организациях, занимающихся инсталляцией проекционного оборудования.
   Если же проектор оснащен функцией сдвига объектива (lens shift) по вертикали (например, модель Sharp XV-Z201E), точное вертикальное выравнивание положения проектора уже становится ненужным. Некоторые проекторы оснащены функцией lens shift и по горизонтали (Epson EMP-TW500, Panasonic PT-AE700E, Sanyo PLV-Z1, -Z2 и -Z3), еще более упрощающей задачу выбора положения проектора. Если при этом плоскость экрана будет строго перпендикулярна основанию проектора, то сдвиги изображения относительно экрана с помощью функций lens shift не приведут к появлению трапецеидальных искажений. При размещении проектора следует также учесть, что к нему должны подключаться как минимум два кабеля (сетевого электропитания и сигнальный). При потолочном размещении оба кабеля должны прокладываться в защищенных кабельных каналах, лучше скрытой проводкой.
   Правильный выбор экрана. Правильный выбор и грамотная инсталляция проектора являются необходимыми, но не достаточными условиями получения высококачественного изображения, так как важную роль играет и качество экрана, на котором оно появляется. В домашних кинотеатрах применяются проекционные экраны различных типов: моторизованные экраны с электроприводом; рулонные экраны, разворачиваемые вручную; экраны постоянного натяжения. Чем руководствоваться при его выборе? Во-первых, конечно, личным вкусом. Кроме того, немалую роль в выборе экрана играет тот материал, из которого изготовлен экран, его качество и долговечность, оптические характеристики структуры поверхности экрана.
   Для домашнего кинотеатра средней и высшей ценовой категории рекомендуется использование моторизованных экранов жестких конструкций. Такие экраны хотя и стоят дороже рулонных, разворачиваемых вручную, но характеризуются гораздо большей долговечностью. Кроме того, разворачивание рулонного экрана быстро надоедает. Оно занимает время и требует определенных навыков в соблюдении равномерности усилий вытягивания по краям. Моторизованный экран может оснащаться тросиками по его бокам, которые обеспечивают постоянство натяжения поверхности экрана. Такие экраны могут быстро убираться в коробку и устанавливаться без поверхностных складок. Цена моторизованного экрана стандартных размеров 2х1,5 м может быть больше $1000, не считая затрат на тросовую систему. Экраны постоянного натяжения выпускаются в виде рамочной конструкции, собираемой в форме каркаса, на который натягивается и фиксируется полотно экрана. Стоят такие экраны около $600 (при размерах 2х1,5 м). Рулонные экраны и экраны с рукояткой отличаются инсталляционной простотой. Их цена при размере экрана в 2х1,5 м составляет около 400 долларов (рулонная система) и 600 долларов (экран с рукояткой).
   Размеры экрана. Требуемую ширину экрана можно определить, задаваясь расстоянием до зрителей и умножая его на коэффициент в пределах 0,55–0,7 (в зависимости от системы телевидения и четкости проецируемого изображения: SDTV PAL — HDTV). При этом экран будет виден под углом в 30–35°, что соответствует полю основного зрения человека. Если экран виден под несколько большим углом, то начинают функционировать зоны бокового зрения. При этом возрастает влияние происходящего на экране на подсознание зрителя, обеспечивая тем самым эффект его присутствия в событиях на экране. Расстояние от нижнего края экрана до пола должно быть в пределах 70–90 см.
   Формат и вид покрытия поверхности экрана. В домашнем кинотеатре чаще применяются широкие экраны с соотношением сторон (форматом) 16:9, так как именно этот формат в основном применяется в записях на DVD и в телевидении высокой четкости (HDTV — high definition TV). Если же для показа изображений формата 16:9 пользоваться стандартным форматом 4:3, то верхняя и нижняя части экрана просто не будут использоваться (будут заняты двумя темными полосками). Иными словами, форматы проекции и экрана должны соответствовать формату преобладающего материала. То есть если вы на большом экране чаще будете смотреть фильмы, записанные на DVD, чем проецировать туда телевизионные программы, то и формат экрана нужно выбрать соответствующий (16:9). Различаются экраны и по типу покрытия. Каждый имеет свои отличительные оптические характеристики. Особенности применения различных типов покрытий сведены во врезке. В затемненных помещениях рекомендуется использовать диффузно-рассеивающий матовый экран, обеспечивающий равномерное распределение света в широком поле зрения. Отражающая способность экрана выражается параметром Gain, указывающим на степень усиления или поглощения светового потока в зоне восприятия. Для матовых экранов этот параметр обычно не превосходит 1,2. Если вы хотите установить проектор за экраном, то в этом случае вам понадобится так называемый просветный экран. При этом, чтобы избавиться от необходимости чтения в зеркальном отображении титров и прочих надписей, попадающих в кадр, нужно будет воспользоваться функций поворота изображения на 180° по горизонтали (подробнее об этом ниже).
   Проекционные экраны могут выпускаться в огнестойком и влагостойком исполнении. Большинство из них (кроме экранов glass beaded) допускает влажную уборку поверхности. Это очень важно, так как у некоторых моделей поверхность экрана проколота множеством перфорационных отверстий, обеспечивающих акустическую прозрачность экрана. Такая поверхность с отверстиями требует влажной протирки.

Процесс повышения качества изображения

Окна выбора языка меню...
...и способа установки проектора (поворота изображения)

В отличие от вещательного телевидения, использующего чересстрочную (interlace, i) развертку изображения, видеопроекторы (как и дисплеи с фиксированной пиксельной структурой) обеспечивают более высокое качество картинки, отображая компонентные видеосигналы с прогрессивной (progressive, p) разверткой. Поэтому в видеопроекторах применяется предварительное i/p-преобразование развертки.
   Преобразование развертки. В обычном телевидении, которому, между прочим, уже более 50 лет, передача изображений производится полями А и В (field, полукадрами). Один полный телевизионный кадр систем PAL или SECAM содержит 625 строк, 576 из которых несут информацию о картинке и отображаются на экране, а 49 остальных используются для кадровой синхронизации и передачи дополнительной информации (например, телетекста). Эти 576 строк передаются последовательно по 288 строк в каждом поле (полукадре), причем первая часть изображения (поле А) содержит только нечетные строки (1, 3, 5 и т.д.), а вторая часть (поле В) — четные (2, 4, 6 и т.д.). Так как эти поля появляются на экране с частотой 50 Гц, которая выше критической частоты (48 Гц) заметности мельканий, создается зрительное ощущение полного изображения. Такая развертка изображения называется чересстрочной. Ее использование в телевидении характеризуется целым рядом недостатков. К ним относятся эффект мерцания строк и уменьшенное вдвое мгновенное разрешение, так как в любой момент времени показывается только половина изображения. Номинальная частота смены кадров в кинематографе составляет 24 кадра в секунду. Кинокадры отображаются на проекционном экране один за другим и всегда полностью. Такая же информация может быть получена с DVD-плейера, но для того, чтобы ее можно было показать на обычном телевизоре, приходится разбивать эту информацию на чересстрочные поля. Выпускается достаточно много моделей DVD-плейеров, имеющих выходы видеосигналов как с чересстрочной, так и с прогрессивной разверткой и последовательной передачей полных кадров без полевого разбиения. Если же их нет, то i/p-преобразование развертки для повышения качества изображения производится в проекторе (или на дисплее с фиксированной пиксельной структурой) путем переплетения полукадров серий А и В, содержащих по 288 строк, в полные кадры по 576 активных строк.
   Адаптивная интерполяция краев. Есть два вида изобразительного материала, которые видеопроцессор должен опознавать: видеофильм и кинофильм. При этом материал, снятый видеокамерой, обрабатывается как классическое телевизионное изображение, записанное в виде последовательности полукадров с чередованием строк. За время между полукадрами быстродвижущийся объект (например, судья в хоккейном матче) успевает заметно переместиться, а шайба — даже не попасть в соседний полукадр, то есть сумма соседних полукадров может не соответствовать реальному изображению. Поэтому простое суммирование полукадров приводит к появлению гребенчатых артефактов. Интеллектуальные видеопроцессоры выполняют диагональную диагностику содержания строк отображаемого видеосигнала. Если при этом обнаруживается зубчатость в соседних полукадрах, программным способом выполняется пиксельная интерполяция, уменьшающая заметность артефактов и улучшающая однородность синтезируемых кадров. Если отображаемым оригиналом является кинофильм, записанный на DVD с прогрессивной разверткой, проблем с подавлением артефактов уже не возникает, и все его кадры отображаются в соотношении 1:1.

Подключение видеоисточников

Откорректировать вертикальную трапецию можно электронным способом из меню
Экономичный режим проекционной лампы позволяет получить более контрастное изображение.


Регулируя цветовую температуру можно сделать картинку теплее (сдвинуть баланс в красные тона) или холоднее (в голубые)



Коммуникационная способность — способность к «общению» с другими представителями аудиовизуального мира — является важным показателем любого видеопроектора. При этом лучшие из них могут обеспечивать настолько высокое качество изображения, насколько позволяет качество отображаемого видеосигнала. Хороший проектор для домашнего кинотеатра отличается наличием разветвленной панели разъемов. Например, к рассматриваемой далее модели проектора Panasonic PT-AE700E могут быть подключены источники композитного сигнала, сигналов S-Video, компонентных (RGB и цветоразностных) и HDMI-сигналов.
   Композитный видеосигнал. Это самый простой и распространенный, но наименее подходящий для высококачественного изображения видеосигнал, часто обозначаемый аббревиатурами V (видео), CVBS (Composite Video, Blanking and Synchronizing), FBAS (Farb, Bild, Austast, Synchron) и ПЦТС (полный цветной телевизионный сигнал). Композитный видеосигнал передает по экранированному одножильному кабелю все составляющие, необходимые для построения цветного изображения, так как представляет собой сумму сигналов яркости (Y), цветности (С — colour), гашения экрана (Blanking, Austast), кадровой (V — vertical) и строчной (H — horizontal) синхронизации. Композитный видеосигнал — это своеобразный реликт, сохранившийся до наших дней со времени первых шагов цветного телевидения. Его появление было обусловлено необходимостью создания систем цветного телевидения, совместимых как с цветными, так и с черно-белыми телевизорами. Качество такого сигнала не может удовлетворять современным требованиям к домашнему кинотеатру, так как сигнал цветности занимает у него узкий диапазон в верхней части полосы частот сигнала яркости. Разрешение в контрастных цветах при отображении композитного видеосигнала обычно не превосходит 160 ТВЛ (телевизионных линий), а четкость черно-белых деталей ограничивается муаром, появляющимся из-за помех цветности на сигнал яркости. Тем не менее любой видеопроектор непременно оснащается разъемом для подачи композитного видеосигнала («тюльпан» в стандарте RCA, обычно желтого цвета) для подключения аппаратуры, имеющей выходной сигнал такого типа (видеомагнитофон, видеокамера и т.д.).
   Сигналы S-Video (Y/C). При таком способе подключения сигналы яркости (Y) и цветности (С) изображения передаются раздельно по двум экранированным проводам и не влияют друг на друга. Для сигналов S-Video применяется круглый 4-контактный (2 контакта собственно для сигналов и 2 контакта для раздельного заземления экранирующих оплеток) разъем mini-DIN, который есть у всех видеопроекторов и непременно должен быть у любой высококлассной видеотехники. Использование в домашнем кинотеатре S-Video-сигналов обеспечивает улучшение качества цветного изображения, но не всегда существенное.
   RGB — это сигналы первичных цветов (красного, зеленого и синего), основные для формирования компьютерной графики. Они широко применяются в профессиональной видеотехнике и формируются многими DVD-проигрывателями путем матрицирования компонентных видеосигналов Y (R+G+B), B-Y, R-Y (см. ниже). Для передачи таких сигналов от компьютера к монитору или проектору обычно используется кабель VGA (Video Graphic Adapter), обеспечивающий передачу сигналов RGB, кадровой (V — vertical) и строчной (H — horizontal) синхронизации, то есть всех необходимых сигналов. Входной разъем VGA для подключения компьютера есть у всех видеопроекторов, а у некоторых из них может быть до пяти дополнительных разъемов BNC (Bayonet Control) для компонентных видеосигналов от любого другого источника. В некоторых моделях проекторов предусмотрена передача таких сигналов по пяти (R, G, B, V, H), четырем (R, G, B, V+H) или трем (R, G+V+H, B) линиям связи с помощью комбинированного кабеля BNC–VGA. Качество цветного изображения при использовании RGB-сигналов получается весьма высоким, так как они формируются в достаточно широкой полосе частот. Многие DVD-плейеры, кроме перечисленных, оснащаются еще и 21-контактными разъемами SCART, в которых предусмотрены контакты для композитного и RGB-видеосигналов.
   Компонентные видеосигналы. Это цветоразностные сигналы Y, B-Y, R-Y (Y, U, V), которые в оцифрованном для телевидения виде обозначаются как YPbPr или YCbCr (когда они проходят дополнительную обработку перед записью на DVD). Использование именно этих сигналов в домашнем кинотеатре позволяет достичь наилучшего качества изображения с идеальной четкостью картинки и превосходным разделением цветов. Ведь компонентные видеосигналы — это, собственно, та первичная информация, которая появляется после декодирования цифровых сигналов в DVD-плейерах. Точнее — видеоинформация, причем без каких-либо искажений, так как она не подвергалась матрицированию или каким-то иным преобразованиям для получения RGB-, композитного или S-Video-сигналов. У всех современных DVD-проигрывателей, поддерживающих прогрессивную развертку, есть выходы компонентных видеосигналов. Обычно эти выходы выполнены в виде трех разъемов в стандарте RCA с соответствующей маркировкой. Они помечены зеленым (Y), синим (B-Y ) и красным (R-Y) цветом, и на их наличие следует обратить особое внимание.
   Цифровой видеоинтерфейс DVI (Digital Visual Interface). Это высокоскоростной интерфейс, обеспечивающий передачу без каких-либо потерь цифровых видеосигналов от аппарата-источника к отображающему дисплею или видеопроектору, причем по достаточно длинным линиям. В отличие от передачи аналоговых видеосигналов цифровые не требуют никакого декодирования (например, в DVD-плейере). И, естественно, не требуют они и последующего преобразования в цифровую форму в проекторе. Ведь они сами являются, как принято сейчас говорить, «цифрой»! Такие сигналы могут передаваться на расстояние до двадцати метров. Первоначально DVI-интерфейс разрабатывался для компьютерной техники, по нему передаются высокоскоростные (до 4,9 Гбит/с) потоки цифровых сигналов. В эпоху DVD и телевидения высокой четкости HDTV DVI-интерфейс нашел естественное применение и в домашних кинотеатрах, так как он идеально подходит для передачи данных любого типа, в том числе и для цифрового видеосигнала. Таким сигналом может быть как сигнал телевидения стандартного разрешения SDTV — (standard definition television) с чересстрочной разверткой на 480 (NTSC) или 576 (PAL) активных строк, так и сигнал телевидения с повышенным разрешением EDTV (enhanced-definition television) с таким же количеством активных строк и прогрессивной разверткой. Наконец, таким сигналом может быть и компонентный видеосигнал телевидения высокого разрешения HDTV с прогрессивной разверткой на 1080 строк (1080р). Естественно, качество изображения получается наилучшим при передаче по цифровому интерфейсу цифровых видеосигналов — ведь при этом полностью задействованы все его возможности.
   Любая аппаратура для домашнего кинотеатра с интерфейсом DVI должна быть оснащена высокочастотной системой (как в «вертушках» ВЧ-связи!) защиты от несанкционированного копирования HDCP (High-band Digital Content Protection). Эта система разработана фирмой Intel и признана ассоциацией производителей кинофильмов МРА (Motion Picture Association) для стандарта DVD. Если такая система не установлена, изображение при DVI-подключении может и не воспроизводиться.
   Мультимедийный интерфейс высокого разрешения HDMI (High Definition Multimedia Interface). У мультимедийного интерфейса HDMI для передачи пакета цифровых данных с частотой обновления до 165 МГц служат три канала передачи минимальных порций цифровых сигналов TMDS (Transition Minimized Digital Signaling). Через такие же каналы передается, кстати, информация и в DVI. Но в HDMI, кроме того, есть также и канал передачи данных DDC (Display Data Channel), который отвечает за взаимодействие между соединенными этим интерфейсом аппаратами. Используя этот канал, можно, например, автоматически согласовать физическое разрешение телевизора и подаваемого на него сигнала, что упрощает инсталляцию аппаратуры, оснащенной HDMI. Различия между интерфейсами DVI и HDMI состоят и в том, что с помощью HDMI, помимо изображения, передаются еще и оцифрованные звуковые сигналы, а у DVI предусмотрена и передача аналоговых видеосигналов (чего в интерфейсе HDMI уже нет). Кроме того, HDMI является аппаратно совместимым с системой защиты от копирования HDCP. У аппаратуры, оснащенной DVI, такую совместимость можно обеспечить лишь программно в процессе ее настройки. Любые аппараты, оснащенные HDMI, безукоризненно взаимодействует друг с другом. А технику, оснащенную DVI, можно стыковать с аппаратами, имеющими HDMI, лишь после оснащения DVI-аппаратов технологией HDCP. Разъем интерфейса HDMI более практичен, так как легко вставляется в гнездо (чего нельзя сказать о разъеме DVI), фиксируется без дополнительных винтов и может использоваться как для передачи изображения, так и звука.

Установки интерфейса пользователя

Регулируя цветовую температуру можно сделать картинку теплее (сдвинуть баланс в красные тона) или холоднее (в голубые). Режим управления цветом видеопроектора Panasonic PT-AE700E дает возможность регулировать любой из восьми выбранных цветов, не затрагивая при этом остальные. Необходимо добиваться отсутствия постороннего оттенка на нейтральных фрагментах изображения (асфальт)
Регулировка гаммы
Правильная установка гаммы
Регулировка яркости изображения
Правильная настройка яркости
Регулируя контрастность, не стоит слишком увлекаться — можно потерять детали в тенях

Специальные установки. Если проектор в домашнем кинотеатре правильно размещен и подключен к DVD-плейеру соответствующим кабелем, можно приступать ко второму этапу инсталляции проектора: к настройке его параметров и выбору предварительных установок (конечно, в том случае, если вас не устраивают заводские, выставленные «по умолчанию»).
   Язык экранных меню. Конечно же, сразу после включения проектора в сеть следует выбрать язык экранного меню, надписей и предупреждающей индикации, иначе дальнейшие процедуры будут для вас малопонятны. В проекторе Panasonic PT-AE700E предусмотрен выбор из восьми языков. Он осуществляется с помощью строки «язык» в главном меню.
   Способы проекции. Вторым шагом является выбор в меню «дополнительные функции» подходящего способа проекции. Как мы говорили выше, проекция может быть восходящей или нисходящей, то есть с пола (с тумбы) или с потолка той комнаты, в которой развернут ваш домашний кинотеатр. Изображение может проектироваться на отражающий или на просветный экран. В первом случае проектор устанавливается перед экраном, во втором — за ним. В проекторе Panasonic PT-AE700E для выбора способов проекции предусмотрены установочные параметры стол/прямая (для фронтальной проекции на отражающий экран со столика) и потолок/прямая (для фронтальной проекции с потолка помещения). Если же изображение проецируется на просветный экран, а проектор устанавливается за экраном, выбираются параметры стол/обратная (проектор на столике) или потолок/обратная (проектор на потолке). Для чего это нужно? Чтобы видеть картинку такой, какой она должна быть на экране. Например, при проекции с потолка изображение автоматически поворачивается на 180° по вертикали (когда вы вводите соответствующие параметры в меню), а при проекции на просветный экран — на 180° по горизонтали.
   Коррекция трапецеидальных искажений. Если плоскости основания проектора и экрана окажутся неперпендикулярными, то это приведет к появлению трапецеидальных искажений. Грубо говоря, прямоугольный кадр принимает форму трапеции, в которой не совпадает ширина нижней и верхней части кадра или высота его левой и правой границы. Подавляющая часть видеопроекторов оснащена функцией цифровой коррекции трапециедальных искажений по вертикали, а некоторые модели — и функцией коррекции по горизонтали. Реализуется она путем цифровой выборки только той части просвечиваемых или отражающих пикселей проектора, которая соответствует прямоугольному изображению. Однако следует иметь в виду, что при этом корректируется только рамка изображения (с изменением ее формата до прямоугольного), а трапецеидальные искажения внутри самой рамки остаются. Как же от них избавиться? Постараться сохранить перпендикулярность плоскостей основания экрана и проектора.
   Режим эксплуатации лампы. В установочных параметрах многих современных видеопроекторов предусмотрен экономичный режим работы лампы проектора. Так, в проекторах NEC HT410/510 применяется лампа типа NSH, которая в номинальном режиме потребляет 155 Вт, обеспечивая световой поток 1000 ANSI-люмен при сроке службы в 2000 часов. В экономичном режиме ее мощность снижается до 124 Вт с уменьшением светового потока до 800 ANSI-люмен, а срок службы увеличивается при этом до 3000 часов. И дело не только в увеличении срока службы лампы. Есть еще два фактора, делающих работу в экономичном режиме для домашнего кинотеатра предпочтительной. Это получение более глубокого черного цвета с увеличением количества отображаемых на экране градаций серого и уменьшение акустического шума вентиляционной системы проектора (с 28 дБ до 26 дБ у проекторов HT410/510).
   Вентиляционный шум. Все видеопроекторы оснащаются активными системами охлаждения с вентиляторами, которые, к сожалению, являются источником акустического шума. Его уровень хотя и меньше, чем уровень шума от аналогичных систем вентиляции в домашних компьютерах, но отнюдь не способствует эстетике восприятия кинофильма в домашнем кинотеатре (особенно когда кинотеатр оснащен высококачественной акустической системой). Что делать? Или мириться с тем, что при длительном просмотре этот шум оказывает угнетающее воздействие на психику, или увеличивать громкость звуковых каналов для его маскировки и доведения до чуткого уха киномана всего динамического диапазона фонограммы. Впрочем, вот некоторые полезные советы. Для уменьшения слышимости вентиляционного шума установите проектор подальше от зрителей, например, используя проекцию с потолка или на просветный экран. При выборе проектора заранее обратите внимание на расположение вентиляционных отверстий на его корпусе. Например, если вы предполагаете установить проектор между зрителями и экраном, то желательно, чтобы эти отверстия находились на стороне объектива, то есть были бы обращены в сторону экрана, а не в сторону зрителей.
   Гамма-коррекция. Хорошее качество изображения можно получить, выбрав через экранное меню подходящую типовую программу обработки. Можно создавать и собственные программы с настройкой всех тех параметров, от которых зависит качество изображения (или хотя бы некоторые из этих параметров). Особое внимание при этом следует обратить на линейность серого клина (от уровня черного до уровня белого), настроив параметр гамма-коррекции. Увеличение и уменьшение этого параметра приводит соответственно к затемнению и просветлению среднеярких деталей изображения. При правильном выборе этого параметра обеспечивается однородное изменение яркости в пределах всего серого клина. Этот параметр лучше всего настраивать, проецируя изображение тестовой картинки с градациями серого на темном и светлом фоне.
   Управление цветностью. Наиболее сложно правильно откорректировать цвета изображения, хотя в лучших моделях домашних проекторов предусмотрены возможности изменения уровней первичных цветов RGB. Сложность состоит в том, что такие регулировки редко бывают независимыми. Свойством зрения человека является способность в целом правильно воспринимать цветовые тона независимо от спектрального состава источников освещения. Видеокамеры таким свойством не обладают, из-за чего объекты, снимаемые, например, при освещении лампами накаливания или при солнечном свете, приобретают соответственно красные или голубые оттенки. Для получения правильной цветопередачи на экране необходимо, чтобы составляющие RGB показывались на нем в тех же пропорциях, какие реализованы видеокамерой, точно сбалансированной под конкретные условия освещения. Автоматически это получается хорошо, если цветовые температуры источников света, используемых при съемке и проекции изображения, близки, что бывает далеко не всегда. Поэтому начинать коррекцию цветности следует с выбора параметра «цветовая температура», который есть во многих современных видеопроекторах. Обычно это выбор варианта Warm, Middle или Cold, позволяющий смещать цветовую палитру экранного изображения от преобладания в ней теплых (красных) оттенков к холодным (голубым).
   В проекторе Panasonic PT-AE700E, кроме дискретной и плавной регулировки цветовой температуры с помощью цветов по каналам RGB, есть и такие довольно экзотические виды настроек, как контрастность и яркость отдельно по каждому цвету (R-G-B). Есть возможность регулировать оттенки серого, баланс черного и соотношение цветов RGB. У этого проектора предусмотрена даже специальная сервисная функция «управление цветами». С ее помощью можно в соответствии со своим вкусом настроить и сохранить восемь цветовых оттенков. Реализация данной функции, на наш взгляд, заслуживает самой высокой оценки. При ее активации на экране появляется курсор, который при помощи пульта дистанционного управления можно навести на необходимый вам цвет. Все вносимые изменения можно наблюдать непосредственно на реальном изображении. После того как выбран участок картинки с нужным оттенком, на экране появляется меню, с помощью которого и происходит настройка. Причем отображается как исходный, так и измененный цвет, поэтому пользователь может полностью контролировать процесс.
   Яркость. После того как выставлены регулировки «гамма-коррекция» и «управление цветами», стоит настроить яркость и контрастность. Однородное и естественное изображение на экране можно получить только при полном соответствии этих настроек проецируемому изображению. В показанных на фотографиях примерах видно, что при недостаточной яркости уменьшается различимость темных деталей изображения, а избыток яркости приводит к выбеливанию изображения в целом.
   Контрастность. Настройки яркости и контрастности тесно взаимосвязаны. Если яркость отрегулирована правильно, на экране сохраняются высококонтрастные детали на светлом фоне. Недостаточная контрастность придает белому цвету матовость, а избыточная приводит к потере деталей на самых светлых и темных фрагментах изображения.
   Четкость. Эта регулировка позволяет сделать более различимыми границы между деталями изображения или, наоборот, сделать их более мягкими. Чрезмерная четкость может привести к появлению на изображении высокочастотных шумов, а низкая — сделать изображение хоть и малошумящим, но довольно мутным, с недостаточной резкостью.
   Все! Ваш проектор настроен правильно. Выбран экран домашнего кинотеатра и выверены его инсталляционные параметры. Не слишком ли сложно? Не лучше ли просто сходить в кино? Отчего же не сходить? Можно и сходить. И в самый неподходящий момент слушать хруст попкорна над левым ухом или вникать в неуместные реплики над правым. Удовольствие, прямо скажем, не из приятных.
   А домашний кинотеатр с проекционной аппаратурой позволяет вам не просто смотреть кино на большом экране у себя дома. Он, как вы понимаете, дает возможность наслаждаться любимым фильмом точно так же, как и любимой книгой. Оставаясь с тем действом, которое разворачивается на большом экране, буквально один на один или в окружении близких вам людей. А после очередной «главы», оставив «закладку» на только что прочитанной «странице» и нажав клавишу STOP, вы можете сварить себе чашечку кофе. Или просто перелистать еще раз «книжку», внимательно перечитывая при этом ключевые сцены нового романа (нажимая клавиши PLAY и REWIND). В большом городском кинотеатре есть, правда, другое. Эффект сопереживания, эффект толпы. Однако, как показывают исследования, полноценный эффект присутствия дает довольно незначительное число мест в зрительном зале — области оптимального визуального и акустического восприятия пересекаются на весьма ограниченном геометрическом подмножестве. В домашнем кинотеатре вместе с членами своей семьи вы полностью оккупируете эту небольшую область. Подмножество, где пересекаются области оптимального визуального и акустического восприятия, занимает ваш диван! А вы наслаждаетесь эффектом полноценного присутствия в событиях на экране. Вместе с Кэтрин Стоун спасаете заложников в Риме и избавляете мир от чудовищного теракта. Успехов вам, мистер Смолин! Вернувшись из «заэкранья», не забудьте про свой «личный номер».
   
   
   Оптические характеристики покрытия экрана
   Диффузно-отражающее: обеспечивает равномерное распределение светового потока проектора в широком поле зрения по горизонтали и вертикали. Применяется в хорошо затемненных помещениях, обеспечивает высокую однородность отображения.
   Зеркально-отражающее: угол отражения света равен углу падения, равномерность в достаточно широком поле зрения. Используется в помещениях, вытянутых вдоль плоскости экрана; обеспечивается повышенная контрастность в условиях внешней засветки.
   С полным отражением: поверхность из крошечных стеклянных бусинок (glass beaded), усиленное отражение в центральной зоне поля зрения. Обслуживание презентаций в незатемненных помещениях при высокой внешней засветке.

При настройке четкости следует добиться различимости мелких деталей изображения. Чрезмерное увеличение этого параметра приведет к заметности шумов и ложных контуров При настройке четкости следует добиться различимости мелких деталей изображения. Чрезмерное увеличение этого параметра приведет к заметности шумов и ложных контуров